Чему обучают ребёнка в детском саду
МБДОУ № 259 реализует образовательную программу дошкольного образования (далее – Программа). Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО (в редакции приказа Министерства Просвещения России от 08.11.2022 № 955) и ФОП ДО (утверждена Приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 № 1028).
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей раннего и дошкольного возраста (от 1,5 до 7 лет).
Реализация Программы осуществляется в группах общеразвивающей и комбинированной направленности с пребыванием детей в течение 12 часов.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Программа построена на реализации технологии «Образовательное событие». Образовательное событие – результат предшествующих событий и причина последующих, значимых для детско-взрослого сообщества.
Программное обеспечение образовательного процесса основной части Программы строится на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования, дополненной парциальными программами, методиками, технологиями, необходимыми для реализации содержания Программы:
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! (3-7 лет)»;
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка. Парциальная образовательная программа математического развития детей от 3 до 7 лет»;
- Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников»;
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Ладушки»;
- Веркаса Н.Е., Веракса А.Н. «Пространство детской реализации. Проектная деятельность»;
- Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей»;
- Логинова Л. «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми» и др.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть) направлена на развитие предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста. Выбор данного направления для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, родителей, а также возможностям педагогического коллектива. Программное обеспечение образовательного процесса части Программы, формируемой, участниками образовательных отношений, включает парциальные программы, методики, технологии:
- Журова Л.Е. Кузнецова М.И. «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет»;
- Илюхина Ю.В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада»;
- Матвеева Е.И. Серия «Читаем, играем, общаемся с таксой Ламбой»;
- Матвеева Е.И. Серия «Смысловое чтение»;
- Матвеева Е.И. Серия «Читаем с таксой Ламбой»;
- Михайлова-Свирская Л.В. «Лаборатория грамотности».
Программа предусматривает особенности ее реализации для детей различных целевых групп: как для нормотипичных обучающихся, так и для детей, испытывающих трудности в обучении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклоняющимся поведением, одаренных детей.
Программа включает в себя рабочую программу воспитания, обеспечивающую воспитание детей дошкольного возраста по следующим направлениям:
- патриотическое направление воспитания (ценности «Родина» и «Природа»);
- духовно-нравственное направление воспитания (ценности «Жизнь», «Милосердие», «Добро»);
- социальное направление воспитания (ценности «Человек», «Семья», «Дружба», «Сотрудничество»);
- познавательное направление воспитания (ценность «Познание»);
- физическое и оздоровительное направление воспитания (ценности «Здоровье», «Жизнь»);
- трудовое направление воспитания; (ценность «Труд»);
- эстетическое направление воспитания (ценность «Культура», «Красота»).
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива МБДОУ с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
- повышение воспитательного потенциала семьи.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей:
- диагностическо-аналитическое направление;
- просветительское направление, в том числе информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка, о действии негативных факторов, наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка; своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям; информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач; знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО; информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий;
- вовлечение семьи в образовательный процесс (совместная деятельность детского сада и семьи).
Как участники образовательных отношений, родители (законные представители) могут включиться в реализацию Программы, принимая участие в:
- работе центров активности/функциональных модулей (в качестве ведущих);
- в проектной деятельности (в качестве партнеров и союзников);
- в исследовательской деятельности (в качестве партнеров и союзников);
- в совместных выставках (в качестве участников и организаторов);
- в совместной подготовке экскурсий, интересных встреч, досугов и праздников.
Повысить свою педагогическую компетентность родители (законные представители) могут, участвуя в практикумах, круглых столах, педагогических советах, общих и групповых родительских собраниях и т.д.
Информацию о результатах образовательного процесса можно узнать из информационных стендах в группах и холлах МБДОУ, официального сайта МБДОУ, странички МБДОУ в социальной сети ВКонтакте, из личных бесед с педагогами.
Участвуя в реализации Программы, родители (законные представители):
- оказывают психологическую поддержку детям;
- оказывают психоэмоциональную помощь себе (ощущение покоя, уверенности за ребенка);
- приобщают членов семьи к ценностям личностно-ориентированного образования;
- получают реальное представление о характере взаимодействия детей со сверстниками во время общих дел и во время общения со взрослыми;
- получают представление об уровне развития детей через наблюдение за ними в деятельности;
- предоставляют детям право гордиться своими близкими;
- предоставляют воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений детей с близкими, о стилях общения;
- получают возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах детей; возможность регулярного обсуждения с воспитателями динамики и тенденций их развития;
- имеют возможность преемственного продолжения работы с детьми в домашних условиях, обеспечивают содержательную и организационную преемственность.
МБДОУ № 259 реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – Программа). Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО (в редакции приказа Министерства Просвещения России от 08.11.2022 № 955) и ФАОП ДО (утверждена Приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1022).
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи.
Реализация Программы осуществляется в группах компенсирующей направленности с пребыванием детей в течение 12 часов.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Программа построена на реализации технологии «Образовательное событие». Образовательное событие – результат предшествующих событий и причина последующих, значимых для детско-взрослого сообщества.
Программное обеспечение образовательного процесса основной части Программы строится на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования, дополненной парциальными программами, методиками, технологиями, необходимыми для реализации содержания Программы:
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! (3-7 лет)»;
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка. Парциальная образовательная программа математического развития детей от 3 до 7 лет»;
- Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников»;
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Ладушки»;
- Веркаса Н.Е., Веракса А.Н. «Пространство детской реализации. Проектная деятельность»;
- Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей»;
- Логинова Л. «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми» и др.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть) направлена на развитие предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста. Выбор данного направления для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, родителей, а также возможностям педагогического коллектива. Программное обеспечение образовательного процесса части Программы, формируемой, участниками образовательных отношений, включает парциальные программы, методики, технологии:
- Журова Л.Е. Кузнецова М.И. «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет»;
- Илюхина Ю.В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада»;
- Матвеева Е.И. Серия «Читаем, играем, общаемся с таксой Ламбой»;
- Матвеева Е.И. Серия «Смысловое чтение»;
- Матвеева Е.И. Серия «Читаем с таксой Ламбой»;
- Михайлова-Свирская Л.В. «Лаборатория грамотности».
Программа предусматривает особенности ее реализации для обучающихся с ОВЗ – детей с тяжелыми нарушениями речи.
Раздел Программы «Особенности образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (направления и задачи коррекционно-развивающей работы)» включает в себя:
- программу коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи;
- описание специальных условий для получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи;
- описание предметно-пространственной образовательной среды, учитывающей особенности детей с тяжелыми нарушениями речи;
- использование специальных дидактических пособий, технологий, методик и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных);
- описание комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов МБДОУ при реализации Программы;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учителем-логопедом и педагогом-психологом;
- обеспечение эффективного планирования и реализации в МБДОУ самостоятельной деятельности обучающимися с тяжелыми нарушениями речи, режимных моментов с использованием вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры дефекта обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
- описание комплексного всестороннего обследования каждого ребенка.
Программа включает в себя рабочую программу воспитания, обеспечивающую воспитание детей дошкольного возраста по следующим направлениям:
- патриотическое направление воспитания (ценности «Родина» и «Природа»);
- духовно-нравственное направление воспитания (ценности «Жизнь», «Милосердие», «Добро»);
- социальное направление воспитания (ценности «Человек», «Семья», «Дружба», «Сотрудничество»);
- познавательное направление воспитания (ценность «Познание»);
- физическое и оздоровительное направление воспитания (ценности «Здоровье», «Жизнь»);
- трудовое направление воспитания; (ценность «Труд»);
- эстетическое направление воспитания (ценность «Культура», «Красота»).
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива МБДОУ с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
- повышение воспитательного потенциала семьи.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей:
- диагностическо-аналитическое направление;
- просветительское направление, в том числе информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка, о действии негативных факторов, наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка; своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям; информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач; знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО; информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий;
- вовлечение семьи в образовательный процесс (совместная деятельность детского сада и семьи).
Как участники образовательных отношений, родители (законные представители) могут включиться в реализацию Программы, принимая участие в:
- работе центров активности/функциональных модулей (в качестве ведущих);
- в проектной деятельности (в качестве партнеров и союзников);
- в исследовательской деятельности (в качестве партнеров и союзников);
- в совместных выставках (в качестве участников и организаторов);
- в совместной подготовке экскурсий, интересных встреч, досугов и праздников.
Повысить свою педагогическую компетентность родители (законные представители) могут, участвуя в практикумах, круглых столах, педагогических советах, общих и групповых родительских собраниях и т.д.
Информацию о результатах образовательного процесса можно узнать из информационных стендах в группах и холлах МБДОУ, официального сайта МБДОУ, странички МБДОУ в социальной сети ВКонтакте, из личных бесед с педагогами.
Участвуя в реализации Программы, родители (законные представители):
- оказывают психологическую поддержку детям;
- оказывают психоэмоциональную помощь себе (ощущение покоя, уверенности за ребенка);
- приобщают членов семьи к ценностям личностно-ориентированного образования;
- получают реальное представление о характере взаимодействия детей со сверстниками во время общих дел и во время общения со взрослыми;
- получают представление об уровне развития детей через наблюдение за ними в деятельности; - предоставляют детям право гордиться своими близкими;
- предоставляют воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений детей с близкими, о стилях общения;
- получают возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах детей; возможность регулярного обсуждения с воспитателями динамики и тенденций их развития;
- имеют возможность преемственного продолжения работы с детьми в домашних условиях, обеспечивают содержательную и организационную преемственность.